Логотип секции
Секция истории космонавтики
и ракетной техники

Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости
Каталоги публикаций
авторский А-Ж
авторский И-К авторский Л-Я
тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки

К 25-тилетию создания летающей лаборатории по исследованию газопылевых следов и облаков в верхних слоях атмосферы.
к.ф.-м.н А.В.Иванов, В.Н.Куприянов.

Исследование поведения и оптических характеристик газопылевых следов (ГПС) и газопылевых облаков (ГПО), образующихся в процессе полета межконтинентальных баллистических ракет (МБР), проводились с борта летающей лаборатории ИЛ-18Д, представлявшей собой самолетный измерительный пункт (СИП), дополнительно оснащенной комплексом фотографической аппаратуры. Комплекс состоял из нескольких фотокамер ФПК-5, крепившихся на кронштейнах в салоне самолета, специального командного блока, устройства регистрации сигналов от фотокамер и системы единого времени (СЕВ), позволявшей осуществлять "привязку" регистрируемых событий с точностью 0,1с. Питание комплекса осуществлялось от бортовой сети самолета, сигналы СЕВ получали от системы, входившей в состав аппаратуры СИПа. Командный блок управлял работой фотокамер, передавал сигналы от камер и СЕВ для регистации многошлейфным осциллографом. Регистрация сигналов дублировалась по нескольким каналам. При создании комплекса были использованы рекомендации А.А.Шпака, сотрудника НИИ АП. Электронную часть комплекса разработали А.И.Ефремов и А.Л.Подмошенский, изготовление блока управления было выполнено В.Б.Федоровым и А.Б.Изотовым. Настройку, отработку в полетных условиях производили Б.Д.Мацоян, В.Н.Куприянов и В.П.Хлопушин. Работу на борту самолета проводила полетная группа, в состав которой входили научный руководитель эксперимента А.В.Иванов, начальник полетной группы В.Н.Куприянов, наблюдатели - члены полетной группы: представитель от ОКМ М, Л.В.Мануйлов, позднее - В.В.Занин, капитан второго ранга В.А.Колычев, операторы от ГОИ им. С.И.Вавилова - Б.Д.Мацоян, Н.Б.Успенский, Г.Б.Лодин, Н.Н.Крылов. Полеты самолетов в условиях полярной ночи в северных широтах обеспечивали экипажи эскадрильи полковника В.А.Задоянчука. Главная задача сводилась к наблюдению за поведением ГПО и ГПС в выбранные моменты времени работы основной двигательной установки, при разделении ступеней. Для этого время пуска подбиралось так, чтобы объект наблюдения был подсвечен Солнцем, а наблюдатели на борту самолета находились в сумерках, что позволяло вести фотосъемку на очень чувствительную фотопленку. Фон неба в месте съемки был небольшим, поскольку высота тени в точке наблюдения составляла 100-110 км, и поэтому поведение ГПС и ГПО разворачивалось перед наблюдателями во всей своей красоте и потрясающей эмоциональной насыщенности. Расчет предлагаемых времен пуска проводили с использованием ЭВМ БЭСМ-6. Первую версию программы расчетов разработал В.Н.Куприянов. Программа определяла время старта, обеспечивающее условия наблюдения, с ее помощью также вычислялось и распечатывалось изображение проекции траектории наблюдаемых объектов на звездном небе с нанесением звезд, попадающих в поле зрения камеры при съемке объекта. Расчетным путем с учетом сферичности Земли, траектории полета наблюдаемого объекта выбирались углы разворота, крен самолета, угловая скорость разворота, необходимые для удержания объекта съемки в центре поля зрения камер. Траекторно-астрономическую проработку вопроса выполняли при участии В.А.Колычева и Е.Ф.Шеремета. Пленки с рабочими съемками проявляли Ю.С.Думин и М.Г.Думина на специальной проявочной машине одновременно с денситометрическими "клиньями", заблаговременно нанесенными в начале и конце каждой пленки. Впечатывание денситометрических клиньев проводили Г.П.Фаерман и Е.М.Шепилова. Полученные снимки фотометрировались Л.Д.Тимаковой, В.И.Саньковой с использованием микрофотометра. По микрофотограммам определялись яркость, линейные размеры наблюдаемых ГПС и ГПО. За участие в этих работах и полученные результаты А.В.Иванов был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР в 1988 году.

Hosted by uCoz