Заместитель главного конструктора проекта

плавучего измерительного комплекса

«Космонавт Владимир Комаров» - Шмелев Борис Васильевич

Куприянов В.Н., Председатель секции истории ракетной техники и космонавтики СЗМОО ФК РФ, г. Санкт-Петербург.

Шмелев Борис Васильевич родился 29.01.1932 года в Ленинграде. Отец его Василий Иванович Шмелев (1896 – 1938) происходил их крестьян, в молодости был членом партии эсеров, служил адвокатом после окончания в 1924 году юридического факультета Ленинградского Университета. Мать - Шмелева (в дев. Никитина) Александра Яковлевна, тоже из крестьян, после окончания гимназии, работала учительницей начальных классов.

            После ареста и расстрела отца в 1938 году мать с двумя детьми Борисом и Юрием (6 и 10 лет) была выслана в Воронежскую область, сначала в с. Большая Грибановка, а затем в с. Большие Алабухи, в 1940 году ей удалось перебраться в г. Борисоглебск. 1-ый класс школы Борис Шмелев окончил в с. Б.Алабухи, а со 2-ого класса до окончания школы в 1949 году учился в г. Борисоглебске.

По окончании школы Ю. Шмелев приехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1955 году по окончании института был направлен в ЦКБ-17 (ныне Невское проектно-конструкторское бюро). Первые два года Б. Шмелев работал в филиале ПКБ-17 в Северодвинске, сначала при сопровождении строительства крейсера проекта 68 бис–зиф, затем с 1957 года был отозван на основное место работы в Ленинград. Довольно скоро Б. Шмелев из корпусного отдела был переведен в проектный отдел, где стал начальником сектора, затем - зам.начальника отдела. Отдел на основании постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 680-280 от 19.08.1964 года в 1964 – 1965 годах разработал эскизный проект надводного ракетоносца на базе транспортных судов ледового плавания пр. 550 (с 8-ю ракетами Д-9). Б. Шмелев был назначен заместителем главного конструктора проекта надводного носителя баллистических ракет. Ему был присвоен №909 («Скорпион»). Материалы проекта были представлены в Министерство Судостроительной промышленности в установленном порядке, но политическое руководство СССР и Министерство решило дальнейшие работы по проекту «Скорпион» не проводить, так как к осени 1965 г. стало ясно, что намечавшаяся программа надводных ракетоносцев для международных ядерных сил НАТО реализована не будет.

Следующей, уже реализованной в металле работой Б. Шмелева в области ракетно-космической техники в должности заместителя главного конструктора проекта было активное участие в проектировании, строительстве и испытаниях командно-измерительного комплекса «Космонавт Владимир Комаров», создаваемого в обеспечение выполнение лунной программы космических полетов. Невским ПКБ, буквально, за несколько недель были выполнены проектные проработки переоборудования сухогруза «Геническ» и согласования со всеми участниками создания корабля, и Балтийский завод в Ленинграде сразу же по приходе 9 января 1967 года сухогруза к стенке завода начал демонтажные работы по рекомендации Невского ПКБ. Простой сухогруз предстал в совершенно новом образе со сложнейшим оборудованием и уже 30 июня после утверждения приемного акта корабль был сдан заказчику. В свой первый рейс «Космонавт Владимир Комаров» вышел 29 июля 1967 года, на место работы в районе Карибского моря корабль прибыл 25 августа и 23 декабря вернулся в Ленинград. В составе первой экспедиции Б. Шмелев принял участие в этом плавании, по ее итогам он составил перечень работ, необходимых для повышения надежности работы техники, а также улучшения условий обитаемости личного состава.

За время работы в Невском ПКБ Б. Шмелев был в должности зам главного конструктора проектов авианесущих кораблей, а с февраля 1989 года в должности гл. конструктора. Лауреат Государственной премии СССР (1977 г.). Последняя работа Б. Шмелева в Невском ПКБ до 1992 года – главный конструктор проекта 11430 переоборудования ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец с самолетами Миг-29К для ВМС Индии. Проект реализуется в настоящее время на Северодвинском судостроительном заводе «Севмашпредприятие».

 

Hosted by uCoz