Логотип секции
Секция истории космонавтики
и ракетной техники

Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости
Каталоги публикаций
авторский А-Ж
авторский И-К авторский Л-Я
тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки

Об истории создания устройства разблокировки мотор-колес "Лунохода 1" и "Лунохода2".
Ю.С.Криулин, В.Н.Куприянов, д.т.н. М.И.Маленков (ВНИИТРАНСМАШ).

При создании самоходного шасси лунохода из-за неопределенности в знаниях условий работы нагруженных зубчатых передач и во время длительного функционирования шасси на Луне (перепад температуры от +150 градусов Цельсия до -130 градусов Цельсия во время "лунного" дня и "лунной" ночи, вакуум, заданное время существования - три земных месяца) приходилось предусматривать как вполне вероятную возможность заклинивания шестерен редуктора мотор-колес. Это могло привести к потере подвижности. Для исключения этого специалисты ВНИИТРАНСМАШ приняли решение о создании специального узла разблокировки мотор-колес. В ходе разработки этого узла сначала рассматривались чисто механические устройства, но по соображениям надежности, габаритно-весовым ограничениям и условиям эксплуатации шасси Лунохода разработчики остановили свой выбор на пиротехническом узле разблокировки. Этот узел разрабатывался совместно специалистами НИИ "Поиск", ВНИИТРАНСМАШ и НИИ ХП. Он состоял из трех частей: собственно взрывной узел ИК-262 кольцевой формы; полый выходной вал редуктора с ослабленным сечением в месте запланированного разрыва; электронный блок управления БК-84. Особую сложность решения поставленной задачи представляли противоречивые требования к характеру взрывчатого вещества (ВВ), поскольку по техническому заданию предусматривалось сохранение работоспособности узла как во время выведения и доставки Лунохода на Луну, так и в процессе активного существования в течение трех "лунных" суток, что составляет примерно три "земных" месяца. Разработку состава ВВ, изготовление 17 сегментов, из которых "набирался" кольцевой узел выполнила группа специалистов Ленинградского НИИ Химической Промышленности под руководством Тумаркина Фала Борисовича. Были приняты все необходимые меры предосторожности, исключающие поражение персонала во время снаряжения и сборки мотор-колес перед запуском. Отработку пиротехнических узлов проводили НИИ "Поиск" на имитаторах испытываемого вала. Узлы прошли полные циклы термо-вакуумных испытаний, сохранив свою работоспособность в условиях испытаний в диапазоне температур от +250 до -150 градусов Цельсия. С целью повышения вероятности срабатывания механизмов разблокировки ИК-262 был разработан блок управления БК-84 и подсистема электрических запалов с необходимым резервированием. Механизмы разблокировки были изготовлены из сплава В-95. Работа была поручена отделу Атласова Ислама Хабибрахмановича. Главным конструктором разработки был один из авторов - Криулин Юрий Сергеевич, работавший в секторе Алифанова Михаила Александровича. Его ближайшими помощниками были Наумова Элеонора Григорьевна и техник Онянова Галина Николаевна. Блок управления разрабатывал Виноградов Юрий Николаевич, который подключился к работе позднее, когда уже были выработаны основные технические решения. От ВНИИТРАНСМАШ работу НИИ "Поиск" курировал Анатолий Владимирович Мицкевич, а на более поздних этапах работы - один из авторов доклада Михаил Иванович Маленков. Он работал в группе трансмиссии, руководитель которой Георгий Николаевич Корепанов, оказал наибольшее влияние на технический облик мотор-редуктора. Всего было изготовлено четыре партии устройств разблокировки. Констркукцию механизма разблокировки была защищена авторским свидетельством на изобретение, авторами которого являлись: А.В.Мицкевич, ЮС.Криулин, Ю.Н.Виноградов, Л.С.Симонян, И.Х.Атла-сов, А.Л.Кемурджиан, Г.Н.Корепанов, В.И.Комиссаров, П.С.Сологуб, М.А.Алифанов. В ходе наземных испытаний при выработке алгоритма управления шасси в процессе нештатных ситуаций проверялась способность сохранять управляемость и возможность перемещения Лунохода в заданном направлении при "отстреле" даже трех колес из восьми, установленных на шасси Лунохода. Интересно отметить, что в ходе аварийного запуска 19 февраля 1969 года, когда полет ракеты-носителя был прерван на 52 секунде полета, не произошло разрушения или несанкционированного срабатывания устройств разблокировки, которые были обнаружены в обломках лунной станции в ходе поисковых работ. Два комплекта успешно отработали на поверхности Луны в составе экспедиций "Лунохода 1" (с ноября 1970 по октябрь 1971) и "Лунохода 2" (с января 1973 года по май 1973).

Hosted by uCoz