Секция истории космонавтики и ракетной техники Главная страница О федерации Состав секции Новости Каталоги публикаций Хроника Наш календарь Фототека Ссылки |
23 - 27 июня в Санкт-Петербурге состоялась XXIV годичная конференция Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории философии науки и техники, повещенная 300 - летию Санкт-Петербурга, по теме "Санкт-Петербург и мировая наука". Открылась она пленарным заседанием в Санкт-Петербургском Научном Центре РАН, в бывшем задании Академии Наук в Малом конференц-зале. Затем состоялись секционные заседания участников конференции в 12 секциях по различным направлениям. Заседание секции "История авиации и космонавтики" вел председатель секции к.т.н. Аркадий Иванович Беляков. Об истории создания и деятельности Санкт-Петербургской секции истории авиации и космонавтики в течение 45 лет ее существования рассказал в своем докладе В.Н. Фитцев. О деятельности ВНИИТранасмаша как одного из мировых центров космического транспортного машиностроения, о новой "космической" философии, ставшей неизменным атрибутом нашей даже обыденной деятельности говорил в своем концептуальном выступлении к.т.н. Ю.А. Хаханов. Не остались без внимания ряд других достижений приоритетного характера в области космонавтики, в реализацию которых внесли существенный вклад граждане Санкт-Петербурга. Выступление В.А. Ефимова было посвящено истории получения первых фотографий обратной стороны Луны, выполненных в 1959 году с помощью аппаратуры "Енисей", созданной в НИИ-380. Сообщение интересно тем, что сам автор был одним из участников этой большой работы. О создании в Государственном Оптическом институте им. С.И. Вавилова первой оптической аппаратуры, установленной на борту второго искусственного спутника Земли, предназначенной для исследования излучения Солнца в вакуумной рентгеновской и ультрафиолетовой областях спектра, ставшей родоначальницей целой гаммы оптических приборов, устанавливавшихся на различных космических аппаратах - спутниках серии "Космос", космических кораблях-спутниках, орбитальной станции "Мир" - рассказал В.Н. Куприянов Но, конечно центральным выступлением заседания секции стало сообщение, с которым выступили от группы авторов д.т.н. Михаил Иванович Маленков - руководитель космического направления деятельности ВНИИТрансмаша и к.в.н., генерал-майор Вячеслав Георгиевич Довгань - один из водителей первых в мире самоходных аппаратов "Луноходов", работавших на поверхности Луны в 1970, 1971 и 1973 годах. В своем выступлении они остановились на вкладе ленинградских - санкт-петербургских специалистов, возглавлявшихся в то время основоположником транспортного космического машиностроения д.т.н., профессором, лауреатом Ленинской премии Александром Леоновичем Кемурджианом, в создание этих удивительных машин. Речь шла о широкой кооперации предприятий нашего города в создании самоходного шасси Луноходов, а также в обеспечении этого грандиозного проекта. Десятки предприятий, научно-исследовательских и учебных институтов нашего города были заняты в этой работе, бесспорно являющейся вкладом отечественных специалистов в историю свершений мировой космонавтики. Особую ценность этим свидетельствам придавало то, что среди нас находились "носители" первичной информации об участии в работах по созданию планетоходов В.Г. Довгань, М.И. Маленков и Ю.А. Хаханов. Валерий Н.Куприянов. |