Секция истории космонавтики и ракетной техники
Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости Каталоги публикаций
авторский А-Ж
авторский И-К
авторский Л-Я
тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки
|
Начальный период становления космодрома Байконур
В.Б.Краскин
Если обратиться к официальным документам, публиковавшимися в 60-70-х годах, то словосочетания "Космодром Байконур" мы не встретим. Все сообщения ТАСС о запуске очередного космического аппарата, как правило, на-
чинались словами: "В соответствии с программой освоения космического про-
странства в Советском Союзе такого-то числа произведен успешный запуск космического аппарата . . ." или "В соответствии с программой исследования
околоземного космического пространства такого-то числа стартовала ракета-носитель с космическим кораблем . . ." Место старта ракеты в сообщениях не указывалось.
Завесой тайны были закрыты не только координаты места запуска, но и имена тех, кто создавал, испытывал и запускал в те годы космические аппараты. А причиной была "холодная война", грозившая перерасти в "горячую". Начало ее приходится на конец 40-х, и к середине 50-х вопрос о создании ракетно-ядерного щита СССР приобрел главенствующее значение, поэтому ни о каком строительстве космодрома и освоении космического пространства речи быть не могло. Советский Союз, в непосредственной близости от своих границ окруженный военными базами США и НАТО, хоть и имел испытанную атомную бомбу, средства же её доставки за океан отсутствовали.
В связи с этим важнейшей задачей оборонного значения того периода было создание и испытание межконтинентальной ракеты, способной нести ядерный заряд на большое расстояние. К этому времени в стране имелась достаточно развитая ракетная промышленность, включавшая в себя различные конструкторские и исследовательские организации и заводы, накопившие большой опыт по разработке и созданию баллистических ракет среднего радиуса действия. Главенствующую роль в те годы играло знаменитое Особое Конструкторское Бюро №1 (ОКБ-1), возглавляемое Главным Конструктором С.П.Королевым. В это же время в районе села Капустин Яр Астраханской области с октября 1947 года успешно функционировал Государственный Центральный полигон для испытаний как баллистических, так и крылатых ракет различного назначения. Однако технические и структурные возможности полигона не позволяли проводить испытания ракет на дальности свыше 1200-1400 км. Поэтому для испытаний разрабатываемой межконтинентальной ракеты требовалось создание нового полигона.
Следует подчеркнуть, что проектирование сооружений полигона, оснащение его средствами измерений и обеспечение вспомогательными службами теснейшим образом связаны с конструктивными и техническими ха-
рактеристиками новой ракеты, которая скромно называлась изделием 8К71. (В
документах Генерального штаба она фигурировала как ракета Р7 - "семерка").
Какие же это особенности, отличавшие "семерку" от предыдущих ракет, разработанных ранее в ОКБ-1?
Прежде всего - это пакетная конструкция, состоящая из центрального блока и четырех боковых с двадцатью основными двигателями и двенадцатью управляющими. Вместо одной ракеты - пять, вместо одной камеры сгорания, с которой привыкли работать на предыдущих типах ракет, появилось сразу тридцать две! Всё это предопределило сложность стартового сооружения, необходимость обеспечения синхронной работы такого количества двигателей и разработку новых приборов, обеспечивающих оптимизацию траектории и увеличение точности по дальности.
Кроме того, согласно эскизному проекту, на ракете обязательно должна
быть система радиоуправления. Три наземных пункта, два из которых должны распологаться симметрично по обе стороны старта на расстоянии от 150 до 250 км. Из этих двух пунктов один был главным базовым, а второй - ретранслятором. Для точного управления дальностью необходим был третий пункт, отстоящий от старта на расстоянии 300 - 500 км. С этого пункта производились точные измерения скорости ракеты и выдавались команды на выключение двигателя по достижении расчетного значения. Применение такой схемы требовало прямой радиовидимости между антеннами пунктов радиоуправления и бортовыми антеннами, установленными на второй ступени, сразу после старта.
Далее, расстояние между стартом и районом падения головной части должно быть не менее 8000 км и трасса полета должна проходить вдали от больших населенных пунктов. При этом ещё должны быть отчуждены участки земли в возможных районах падения отработавших первых ступеней ракеты.
Таковы требования, предъявляемые "семеркой" к испытательному полигону.
Рассмотрим теперь хронику важнейших событий, происходивших в начальный период становления полигона с мая 1954 по сентябрь 1957 года.
Как известно, в те, уже далёкие времена, все крупные работы у нас в стране выполнялись по Постановлениям Совета Министров СССР и ЦК КПСС. Соответствующее Постановление о разработке межконтинентальной ра-
кеты Р7 было принято 20 мая 1954 года. В этом же Постановлении предписывалось создать комиссию и провести рекогносцировочные работы по посадке объектов и сооружений полигона. Начальником комиссии был назначен генерал - лейтенант артиллерии Василий Иванович Вознюк - начальник ГЦП.
Комиссия Вознюка рассмотрела четыре варианта размещения полигона: в Марийской АССР, в Дагестанской АССР, восточнее города Харабали Астраханской области и в полупустыне Казахстана у станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области на берегу Сыр-Дарьи. При окончательном выборе места расположения полигона принимались во внимание не только требования, предъявляемые характеристиками ракеты и системы радиоуправления, но и ряд других требований. Например, требование близости к транспортным магистралям (водным или железнодорожным), определенная удаленность от Государственной границы, а также максимальное количество солнечных дней в году. Последнее требование было обусловлено необходимостью использования оптических средств траекторных измерений, обладавших более высокой точностью измерения расстояний на малых дальностях, чем радиотехнические
средства.
После жарких споров, рекогносцировочных полетов и выездов на места комиссией был принят казахстанский вариант, хотя по мнению руководства
ОКБ-1 лучше было бы принять вариант, первоначально предложенный генералом Вознюком, в Астраханской области. Близость старого полигона (ГЦП), более мягкий и привычный климат, а также дельта Волги снимали целый ряд проблем, возникающих при создании полигона на новом месте. Основной причиной, определившей решение комиссии, была необходимость строительства пунктов радиоуправления с определенной привязкой их расположения к стартовой позиции. Следует заметить, что уже в 1959 году было решено отказаться от использования радиоуправления и перейти на полностью автономные инерциальные системы управления полетом. Надо ли было создавать полигон в Казахстане только потому, что первоначально по карте было удобно расположить три пункта радиоуправления, которые спустя всего пять лет после начала строительства оказались ненужными? Сколько бы проблем отсутствовало в настоящее время, если бы был принят первоначальный вариант Вознюка! Но что сделано, то сделано.
Место для строительства полигона было выбрано в Кзыл-Ординской области, в районе железнодорожного разъезда Тюра-Там, куда 12 января 1955 года в двух теплушках прибыла первая группа военных строителей для подготовки строительства и сооружения временных землянок для размещения строительных отрядов. Официальное постановление СМ СССР о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты в районе разъезда Тюра-Там было принято 12 февраля 1955. Начальником строительства был назначен полковник Шубников Георгий Максимович. А в марте-апреле этого года на указанный разъезд прибыли первые военно-строительные отряды. Здесь уместно будет отметить, что в отличие от многих секретных объектов того времени в строительных отрядах, строивших полигон, не было строителей-заключенных.
2 июня 1955 года директивой Генштаба утверждается оргштатная структура полигона во главе с генерал-лейтенантом артиллерии Нестеренко Алексеем Ивановичем. Создаваемому полигону было присвоено название "Научно-исследовательский и испытательный полигон №5 Министерства обороны." Наименование "Космодром Байконур", под которым полигон стал известен всему миру, появилось впервые в 1961 году, когда при регистрации наших космических достижений в международных организациях потребовалось указать место старта космических аппаратов. В Казахстане действительно имеется населенный пункт Байконур, но расположен он примерно в 400 километрах северо-западнее от того места, которое сейчас называют космодромом Байконур.
Согласно указанной директиве на полигоне предусматривалась служба опытно-испытательных работ, служба научно-исследовательских работ и измерений, база падения головных частей с комплексом измерительных пунктов
на Камчатке, девять измерительных пунктов активного участка траектории на территории Северо-Восточного Казахстана, пункты радиоуправления, отдель- ный батальон связи, отдельный автобатальон, отдельная рота охраны, отдельная производственная эксплуатационно-техническая рота, военный госпиталь, отдельное авиационное звено, отдельный противочумный отряд и военно-почтовая станция. Всего в составе полигона предусматривалось 26 частей и отдельных подразделений общей численностью в 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих.
22 июля 1955 года был вынут первый кубометр грунта на будущей стартовой площадке. Стартовая площадка представляла собой комплекс сооружений, основным из которых был сам стартовый комплекс, в который строители уложили свыше миллиона кубометров бетона. Шесть батальонов строителей днем и ночью под светом прожекторов вынимали и вывозили до 15 тысяч кубометров грунта в сутки. И к концу 1956 года практически было завершено строительство стартового комплекса, монтажно-испытательного корпуса, вспомогательных сооружений. К этому же времени завершилось строительство, формирование и оснащение средствами телеметрических и траекторных измерений, связи и службы Единого времени полигона.
Полигон был готов к испытаниям первой межконтинентальной баллистической ракеты.
В это время на полигоне было свыше 3000 солдат и офицеров. Среди офицерского состава было 427 инженеров и 237 техников. Сорок восемь
процентов офицерского состава были моложе 25 лет.
Тут хотелось бы остановиться на вопросе, относящемуся к человеческому фактору. Кто были эти молодые инженеры и техники, которые в условиях тех трудных лет своим трудом принесли славу Родине? Где и как они были подготовлены для испытаний такой сложнейшей системы, какой была первая межконтинентальная баллистическая ракета? Об этом почти ничего не сказано.
А подготовка будущих ракетчиков-испытателей началась задолго до принятия решения о создании полигона. Еще в 1952 году по инициативе С.П.Королева
было принято правительственное решение о направлении 1000 старшекурсников ведущих технических ВУЗов страны на переподготовку по ракетной тематике в Военно-Артиллерийскую академию в Москве.
В академии в то время уже имелся факультет реактивного вооружения, руководимый будущим первым начальником полигона генералом А.И.Нестеренко. Призыв студентов производился в "добровольно-принудительном" порядке. В течение 1953-1954 года бывшие студенты в погонах лейтенантов получили необходимые знания по тем предметам, связанным с ракетной техникой, которые не преподавлись ни в одном учебном заведении страны. По завершении подготовки бывшие студенты были направлены на предприятия ракетной промышленности в качестве военных представителей, а также на ГЦП в Капустин Яр.
В течение 1955-56 гг на ГЦП производились испытания узлов и агрегатов будущей межконтинентальной ракеты, а также специально разработанное под эту ракету испытательное оборудование (системы радиотелеметрии,
траекторных измерений и др.). Для этих целей в ОКБ-1 на базе ракеты Р5
(изделие 8К51) были созданы специальные экспериментальные ракеты М-5РД. На этих ракетах, помимо новых принципов и испытаний новых ракетных типов узлов и агрегатов, будущие испытатели получили практическую подготовку к предстоящим испытаниям межконтинентальной ракеты. Кроме того, часть молодых офицеров-испытателей проходила стажировку на заводах и в НИИ, непосредственно занятых в разработке ракеты Р7.
К декабрю 1956 года, как уже говорилось, сооружения и измерительные средства полигона, а также и люди были готовы к испытаниям нового типа ракеты. Первая летная ракета прибыла на полигон 3 марта 1957 года. Она имела заводской номер М1-5. В течение марта-апреля ракета находилась в монтажно-испытательном корпусе, где проходила испытания в горизонтальном положении. Испытания проводились в тесном творческом содружестве военных и гражданских испытателей, которое, безусловно, обеспечило успех в работе.
5 мая 1957 ракета была вывезена на старт и установлена в стартовое сооружение. Здесь надо отметить, что стартовое сооружение, изготовленное на Ленинградском механическом заводе и разработанное под руководством будущего академика Бармина, было уникальным сооружением. Уникальность заключалась в том, что если все предыдущие типы баллистических ракет стартовали со стола, то "семерка"из-за особенности пакетной конструкции со стола стартовать не могла. Новое сооружение должно было активно участвовать в начальном периоде старта ракеты, увязывая в единую контролируемую последовательность газодинамические процессы в тридцати двух двигателях с динамикой движения ракеты и механизмов стартовой системы. Поэтому задача первого пуска ракеты заключалась, прежде всего, в проверке работоспособнос-ти и надежности принципиально нового стартового сооружения.
Первый пуск был произведен 15 мая 1957 года в 18 часов 50 минут по московскому времени. Ракета благополучна вышла из стартового сооружения и легла на траекторию. Но пролетела она всего 400 километров. По данным телеметрии в хвостовом отсеке одного из боковых блоков возник пожар, который привел к потере управления, и на 103-й секунде полета, примерно за 17 секунд до окончания работы двигателей первой ступени, была выдана команда на аварийное выключение двигателей.
Хотя пуск был аварийным, он многое дал. Во-первых, стартовое сооружение выдержало экзамен, во-вторых, удалось проверить динамику пакетной конструкции, которая оказалась управляемой как и было задумано. Кроме того, была проверена работоспособность полигонного измерительного комплекса на активном участке траектории.
Через 20 суток на старт была доставлена следующая ракета с заводским номером М1-6. Трехкратная попытка запустить двигатели к успеху не привела. По данным телеметрии не произошло открытие главного кислородного клапана
на одном из боковых блоков, и ракета была отправлена на завод. На заводе
после разборки установили, что этот клапан при монтаже был развернут на 180 градусов.
Следующая ракета за номером М1-7 была запущена 12 июля 1957 года. Однако, нормальный полет продолжался только до 38-й секунды. С этого момента, по данным телеметрии, была выдана ложная команда по вращению, что привело к потере управляемости и разрушению пакета. Нужно сказать, что эту аварию можно было предупредить. При предстартовом включении бортовых телеметрических систем по блокам визуального наблюдения было обнаружено замыкание одного полюса бортовой батареи на корпус ракеты. Это еще не короткое замыкание, так как корпус электрически нейтрален. Однако если в полете и второй полюс батареи окажется на корпусе, то произойдет действительно короткое замыкание с вытекющими отсюда последствиями.
Об обнаружении замыкания немедленно доложили С.П.Королеву. Была объявлена задержка. Сергей Павлович посчитал, что отказал телеметрический датчик и принял решение о запуске ракеты. О последствиях я уже сказал. Королев очень тяжело переживал этот случай, если и раньше он всегда прислушивался к докладам телеметристов, то после этой аварии он был особенно внимателен к данным телеметрии.
21 августа 1957 года после полудня был произведен запуск очередной ракеты М1-9, которая впервые успешно отработала активный участок и вывела головную часть на требуемую траекторию. Однако, головная часть при входе в плотные слои атмосферы не выдержала огромных термодинамических перегрузок и разрушилась, рассыпавшись на огромное число фрагментов. Только после того, как на Камчатке нашли более 1000 остатков головной части, ТАСС сообщило об успешном запуске в СССР межконтинентальной ракеты. Это сообщение было сделано 27 августа 1957 года.
7 сентября был произведен пуск ракеты с номером М1-10. Результаты пуска, полностью аналогичные пуску 21 августа, показали, что требуется серьезная работа по защите головной части от термодинамических перегрузок при ее движении на атмосферном участке нисходящей ветви траектории. Но было также ясно, что появилась испытанная ракета, которая может не только нести шеститонную головную часть, но при соответствующей доработке вывести на орбиту легкий спутник.
На этом начальный период становления космодрома Байконур можно считать законченным.
|