Секция истории космонавтики и ракетной техники
Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости Каталоги публикаций
авторский А-Ж
авторский И-К
авторский Л-Я
тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки
|
М.И.Маленков, В.Н.Куприянов
О вкладе предприятий и ВУЗов Ленинграда в создание и обеспечение успешной эксплуатации "Лунохода-1" на Луне.
17 ноября 2000 года исполнилось 30 лет со дня начала успешной эксплуатации "Лунохода-1" на Луне. В Санкт-Петербурге инициаторами проведения юбилейных мероприятий выступили Северо-западная организация (С30) ФК России, Политсовет Регионального общественно-политического движения "Воля Петербурга", городской планетарий, руководители, сотрудники и ветераны ряда предприятий города, участвовавших в работах по "Луноходу 1". В оргкомитет вошли С.М.Миронов (председатель), О.П.Мухин (заместитель), Г.Н.Киркалов, Г.П.Поршнев, Е.А.Горин, Б.В.Гладких и авторы доклада. 20 ноября 2000 года в БДТ им. Г.А.Товстоногова. состоялось торжественное собрание общественности города, на котором с докладом выступил руководитель работ по созданию самоходного шасси "Лунохода 1" А.Л.Кемурджиан. В основу настоящего доклада легли материалы, полученные авторами от непосредственных участников работ, а также личные воспоминания одного из авторов.
ОАО "ВНИИТРАНСМАШ" обеспечил создание и наземную отработку самоходного автоматического шасси "Лунохода-1" и прибора для исследования физико-механических свойств лунного грунта, а также участвовал в эксплуатации и проведении исследований на поверхности Луны. Заказчиками по этим работам выступали сначала РКК "Энергия" им. С.П.Королева (в то время ОКБ-1), а затем НПО им. С.А.Лавочкина. В ходе выполнения работ специалисты ВНИИТРАНСМАШ привлекали к сотрудничеству специалистов ВУЗов и предприятий Ленинграда: для консультаций по физическим условиям работы космических аппаратов на Луне (СПб ГУ), по проектированию, технологии изготовления и методам контроля мелкомодульных зубчатых шестерен планетарных передач мотор-колес (БГТУ "Военмех"); для участия в разработке оборудования для термовакуумных испытаний узлов и подсистем самоходного шасси (СПб ГТУ), рекомендаций по абразивостойким покрытиям для ходовой части самоходного шасси (Технологический институт им.Ленсовета), в создании и отработке пиротехнических механизмов разблокировки мотор-колес (ГУП "НИИ "Поиск"), в материаловедческом обеспечении разработки самоходного шасси, в разработке и нанесении твердосмазочных покрытий пар трения привода и ходовой части (ГУП "ЦНИИМ"), в проведении испытаний экспериментальных узлов, предшествующих созданию самоходного шасси (ГУП "ЦНИИМ" -СПб институт Ядерной Физики им.Константинова), в изготовлении опытных образцов прибора для исследования физико-механических свойств лунного грунта (ОАО "ЛОМО"), в оснащении ходовых макетов бортовыми телевизионными камерами (ОАО "НИИ Телевидения"), в организации первого закрытого искусственного грунтового канала для ходовых испытаний макетов (ОАО "ВНИТИ").
В нашем городе были созданы и изготовлены: аппаратура "РИФМА" для проведения исследований химического состава лунного грунта (Физико-Технический институт РАН), фотоэлектронные умножители для телефотометров и передающие телевизионные трубки для малокадровой системы "Лунохода-1" (ЦНИИ "Электрон"), приборные комплексы для системы мягкой посадки космических аппаратов (ГНТЦ "ЦНИИ РТК"), опоры лунной посадочной станции (ГУП "КБ "Арсенал" им. М.В.Фрунзе"), детекторы СРПО-30 для коллиматорного рентгеновского телескопа РТ-1 (НПО "Буревестник" (СКБ РА)), ракетное топливо для ракет-носителей и двигателей мягкой посадки станции "Луна-17" (ГНЦ РФ "Прикладная Химия"); было выполнено проектирование и надзор за строительством специализированных инженерных и лабораторно-производственных корпусов предприятий, привлеченных к реализации советской лунной программы (ОАО "Трансмашпроект"). Авторы заранее благодарят всех, кто сможет сообщить дополнения по тел/факс (812) 149-69-23, E-mail: malenkov.cst@actor.ru;
E-mail: semargl@home.ru
|