Роль оперативных научно-технических групп в обеспечении успешного управления  самоходными шасси Лунохода-1, -2 при их натурной эксплуатации

(40 лет успешному космическому Проекту)

 

Ю.А. Хаханов (ОАО «ВНИИТрансмаш», г. Санкт-Петербург)

 

Прошло 40 лет с момента завершения разработки, испытаний и успешной эксплуатации Лунохода-1, -2 их на поверхности Луны в условиях дистанционного управления с Земли. Но, до сих пор вызывает восхищение комплексный подход, осуществленный разработчиками при разработке этого Проекта, почти идеальная продуманность при его реализации. Проект может служить учебным пособием для молодых разработчиков, позволяющем создать систему, которая обеспечивает надежное функционирование сложного изделия, работающего в экстремальных условиях. А проект создания Лунохода – это Система многоуровневая и отлично организованная.

Важным базовым элементом этой системы стала созданная оперативная научно-техническая группа «ВНИИТрансмаш». Кстати, аналогичные группы представляли   и предприятия – создатели других крупных систем этого космического аппарата. Обязанностью группы «ВНИИТрансмаш» было сопровождение систем, получение экспериментальных данных (в режиме реального времени), сбор визуальной информации, ее обработка, оперативный анализ и выдача экипажу рекомендаций по режимам движения  СШ (самоходного шасси Лунохода-1, -2). Интересны обязанности членов этой группы и их распределение. Работа требовала высокой квалификации по знаниям систем СШ, опыта работы с ними, полученного при наземных испытаниях, а также понимания происходящих процессов. При этом требовалась грамотная интерпретация тех или иных  моментов поведения движителя и шасси  в целом в зависимости от совокупности внешних факторов.

В докладе представлены образцы реальных телеметрических данных, документов оформления результатов, алгоритм анализа полученных экспериментальных данных, методика учета визуальной информации (на базе опыта наблюдений поведения шасси при наземных испытаниях). Полезной будет информация по исследованию взаимодействия членов научно-технической группы при принятии управленческих решений и другие интересные данные ее практической работы в условиях натурной эксплуатации СШ, в том числе при аварийных отказах элементов информационной подсистемы.

Этот раздел особенно важен для разработчиков, когда нужно при дублировании элементов системы закладывать дополнительные методы получения информации, которые позволяют выполнить главную задачу – движение аппарата. Даже опосредованная информация является очень важной, но лишь при условии необходимой научно-технической подготовленности и значительного опыта специалиста.

Методика прогноза проходимости автоматического самоходного шасси Лунохода-1, -2 при его движении на поверхности Луны в условиях его дистанционного управления с Земли уникальна и не имеет аналогов.  Она была создана большим коллективом в процессе сложной длительной наземной работы. Весьма основательны научные основы данной методики, а также аппаратное, метрологическое и экспериментальное обеспечение, что гарантировало с высокой вероятностью надежности реализацию  функции движения лунохода. Система «Грунт (рельеф) - Движитель (СШ) - Радиоканал - Специалист-аналитик - Оператор (экипаж)» сложная в исследовании и функционировала   впервые. Информацию получали дистанционно, а принимать решение по управлению Системой необходимо было в режиме реального времени.

Опыт работы оперативных научно-технических групп, полученный в процессе штатной эксплуатации Лунохода-1, -2, уникальный и очень важно его использовать в будущем при создании планетоходов и их работе на других планетах.

Hosted by uCoz