День космонавтики: По следам новейшей истории…

Мы не дураки – дураки не мы!

 

Отгремели космические праздники и страна еще раз узнала о том, что это мы – лапотная Россия, первыми запустили искусственный спутник Земли, первые послали в космос живое существо, и наконец, уже в 45-раз отметили легендарный полет Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Кто-то скажет: Почему узнала? Вспомнила! Но, к сожалению, с каждым днем становится все меньше людей, которые действительно помнят, как наша страна прокладывала путь в космос. А сегодня больше тех, для которых данные факты, как открытие. То есть для многих это уже не история, а факты из истории. Вот тут-то и возникает большое поле для фантазии и передергивания фактов. Если раньше на страже правильной линии стояла хотя бы идеология, то сегодня нет ничего. У нас нет и не будет национальной идеи, до тех пор пока мы будем позволять к себе так относится к деяниям своих предков. Государство вкладывает миллионы долларов в улучшение имиджа страны за рубежом, что бесспорно необходимо. Но не нужно забывать, что это всего лишь декоративная покраска забора, за которым живет народ, который вправе гордиться своей историей. Поэтому нельзя проходить мимо фактов переписывания нашей биографии, историографического беспредела, на страже которого сегодня стоит безответственность, рядящаяся в тогу демократии. Впору, перефразировав известный революционный слоган, и кричать: Мы не дураки – дураки не мы!

Не хочется сейчас вдаваться в полемику по поводу усилий министерства образования по дебилизации страны. И право смешно смотреть на словесный пинг-понг” Госдумы и министра образования Фурсенко о том, кто виноват, благодаря их юридической казуистики, в исключении десятков тысяч преподавателей из категории лиц достойных повышения зарплаты. Эдакие преподаватели 2-го сорта. Самое страшное, что дело здесь не столько в деньгах, сколько в желании создать систему образования, выпускающую человеко-роботов с набором зазубренных формул и фактов, и не способных к их аналитическому обдумыванию. Поскольку таким обывателем легче управлять. И одно из важных мест в этом процессе отводится пятой власти – средствам массовой информации, локомотивом, которых нынче является телевидение. Вот уж возможностям которого позавидовал бы гитлеровский министр пропаганды Гебельс, который считал, что чем страшнее ложь, тем легче в нее поверят, особенно если она замешена на полуправде.

Реальной демонстрацией подобного подхода стал космический цикл передач Первого канала ТВ страны, посвященный прошедшему Дню космонавтики. Сразу хочу сказать, что я глубоко уважаю руководителя канала К. Эрнста за его профессионализм организатора, продюсера и журналиста. Вопрос не в личностях, а чей заказ выполняется. Так, например, я не могу согласиться с тем, что история русского оружия, авиации и космонавтики поставлена у нас на одну ступень с эротикой, которую по закону можно демонстрировать только после полуночи. Телевизионные маркетологи мне скажут, что это передачи не для прайм-тайм, что народ после трудового дня хочет отдохнуть и съесть жареного”. Но если его соответствующим образом воспитывать. А с тем образованием, что я сказал выше, правильнее сказать – дрессировать, то скоро нашими телебестселерами станут а-ля Симпсоны и Покемоны. Проблема в том, что маркетологи опираются на тот социум, который есть, а не на тот, который хотелось бы видеть в идеале: культурным, высокообразованным, патриотичным.

Но вернемся к Дню космонавтики – 12 апреля, который изначально был провозглашен как Всемирный День авиации и космонавтики. Однако того государства уже нет, коммунистическая идеология, как и фашистская объявлена преступной, и праздник, который мог стать единственным объединяющим народы Земли (т.к. Ю.А. Гагарин принадлежит всему человечеству), таковым не стал. А стал очередным водоразделом в идеологическом противостоянии Востока и Запада. Как ложку дегтя к 45-й годовщине полета Гагарина, нам пытались подсунуть празднование 25-й годовщины первого полета американского шаттла «Колумбия», взлетевшего 12 апреля 1981 года. Тогда, в годы пика нашего противостояния, эта дата была выбрана не случайно. И если с точки зрения технического достижения, это действительно дата, то с точки зрения национального самосознания и празднования Дня космонавтики как уже простого профессионального праздника, подобные аналогии вносят смещение акцентов в умах идеологически не окрепшего индивидуума. Особенно если это не единственный факт, а целая цепочка фактов из истории, поданных под определенным соусом, контекстное восприятие которых переворачивает эту историю с ног на голову.

В разгар “холодной войны” на Западе вышел пропагандистский документально-художественный фильм о начале 3-й Мировой войны. Смысл одного из сюжетов такой: Американец, откинувшись в кресле, положив ноги на стол и попивая кружку кофе, сидит в бункере напичканном электроникой и мерцающими лампочками, нажимает одним пальцем красную кнопку “Пуск”. В это время, на другом конце Земли по заснеженной сибирской целине по тайге продирается на санях ракетный обоз русских. Выбрав подходящую поляну, солдаты, очень похожие на зэков, в тулупах перебрасывают через сук подходящей елки веревку и таким образом поднимают в вертикальное положение ракету. Она конечно же заправлена спиртом. Главный пускающий, на глазок, оценивает дальность, которую предстоит преодолеть его ракете, отворачивает краник, как у большого самовара, отливает необходимое количество спирта, которое при этой дальности ей не понадобиться, и отбежав за соседнее дерево как заправский ракетомоделист дергает веревку зажигания. Ракета уходит в сторону Америки. Вот эти два изделия высоких и не очень технологий встречаются на орбите, пролетая мимо друг друга и соответственно с одинаковым результатом падают на головы супостатов. Ведь важен результат, а средства его достижения вторичны. Ведь мы, США и Россия, великие ракетно-ядерные державы. Ну, а контекст, так это для внутренного потребления, да и кому он будет нужен после ядерной зимы. Так, что все O’key Russia.

Если раньше мы гордились нашими достижениями и своей историей, и многие хотели стать космонавтами, то, как вы думаете, захочет ли стать космонавтом нынешний подросток, посмотрев 4 апреля по 1-му каналу документальный фильм «Космос. Первая кровь» (не путать с американским блокбастером «Рэмбо. Первая кровь»). Почему кровь? Зачем эта кровожадность? Почему уже в названии авторы лукавят? Летчик-космонавт СССР В.М. Комаров погиб 24 апреля 1967 года при спуске спускаемого аппарата космического корабля “Союз-1”. Но если говорить о жертвах, которых человечество положило на алтарь завоевания космоса, то тремя месяцами ранее, 27 января 1967 года, в США во время наземных испытаний, в атмосфере кабины КК Аполлон”, насыщенной кислородом, сгорели заживо сразу трое (!) астронавтов (В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи). А еще раньше такая же участь, 23 марта 1961 года, постигла нашего В.В. Бондаренко из первого отряда космонавтов, который сгорел в барокамере. Я уже не говорю о гибели 49 человек в огне взрыва баллистической ракеты Р-16 М.К. Янгеля на Байконуре 24 октября 1960 года. Так что, как видим, крови было достаточно, если все же не считать критерием приоритетности в этом скорбном соревновании – полет в космос Комарова. Но тут можно долго полемизировать на тему, чья смерть краше. Таким образом, уже в названии фильма расставлены акценты в каком ключе пойдет его дальнейшее повествование. Авторы фильма скажут, что это самый правдивый фильм о космонавте В.М. Комарове и его жизни. Возможно, да, если не считать, что все же фильм не о жизни, а о смерти. А это уже совсем другой контекст. Нынешний зритель лучше съест жаренное, как это не кощунственно звучит в отношении Комарова, чем посмотрит такой же фильм об успехах нашей космонавтики. Но за нас уже решили, что нам это не нужно. Да, и кто бы спорил против правды. Да, вот только любят у нас резать правду-матку особенно по праздникам. Но это как пиво. Если один бокал это высококалорийный напиток, то чрезмерное употребление этих бокалов уже вредит вашему здоровью. А нас так и пичкают этим негативом. Как от такой жизни у населения может появится оптимизм и патриотизм. И это ведь не какие-то абстрактные категории, как кому-то может показаться. Представьте себе, что вы каждый день ходите на работу с плохим настроением. А теперь, представьте все то же самое, но с хорошим настроением. Как вы думаете, в каком случае производительность вашего труда будет больше? Ответ, по-моему, очевиден. Как видите, перемена контекста при одном и том же действии может серьезно повлиять на конечный результат. И желанное удвоение, увеличение ВВП, если мы хотим жить в процветающей стране, это задачка не только для Г. Грефа, а для всех нас. Поэтому телевидение, как и кино, которое в свое время В.И. Ленин считал наиважнейшим из всех искусств, сегодня должно нести высокую социальную ответственность, а не думать только о рейтингах. Хотя в высокообразованном обществе и концерт Р. Ростроповича в прайм-тайм пойдет на ура. Если так, то почему же нам продолжают лить полуправду-полугрязь на голову сделанными на голливудский манер фильмами. Если в советское время нас поливали по идеологическим причинам, а синонимом слова “русский” было слово “плохой”, и первое, что приходило в голову западному обывателю – это “медведь”, “водка” и “КГБ”. То теперь, им не нужно лезть, через колючую проволоку цензуры. Русские сами в садомазохистском порыве в обличении прошлого выльют эту грязь на себя.

Подобное рвение снова проявил общероссийский 1-й канал нашего ТВ, который продолжил свою космическую эпопею негатива, начатую фильмом о Комарове, эпической сагой «Битва за космос», созданной совместными усилиями английской BBC, National Geographic Channel US (США), NDR (Германия) и нашим уважаемым каналом (вот что обидно). Нам бы радоваться, что нас приняли в столь уважаемую компанию, да вот только конечный продукт сделан для западного зрителя в старых красках и мутных тонах, с поправкой только на время: на хорошем техническом уровне. Можно было бы и на это закрыть глаза, если фильм был бы художественным. Никто не вправе диктовать художнику свою волю (кроме совести и этики). Но в том то и дело, что фильм сделан в редком, художественно-документальном жанре, а значит должен придерживаться исторической действительности, тем более, что сами авторы в титрах пишут: фильм основан на реальных событиях, подтвержденных архивными документами. Все так… Только западные художники и сценаристы по-своему, уже привычному образу и подобию Русского и Своего парня, нарисовали художественный образ главных героев сериала. Тут сразу напрашивается вопрос: В чем была творческая роль 1-го канала? Если говорить о результатах, то по-видимому, нам отвели лишь техническую сторону вопроса: содействие в допуске к вышеобъявленным архивным документам и прокате фильма на российском телеэкране. Иначе как можно понять, что из 12-ти актеров, только два наших, в авторах никого, в качестве научного консультанта – кандидат исторических наук О. Чернышева, остальные продюсеры во главе с К. Эрнстом.

Если с продюсерством все понятно, за это можно не беспокоиться, то к художественно-исторической стороне фильма со стороны россиянина много вопросов. По-крайней мере, знаний или таланта убеждения научному консультанту фильма не хватило (если не считать в априори, что так и должно быть). Здесь и далее, я все же, чтобы не быть голословным, приведу несколько “выдающихся” примеров из этого фильма.

С самого начала нам вбивают в голову мирные намерения немецкого визави нашего С.П. Королева – “ракетного барона” Вернера фон Брауна. Мол у него еще тогда существовал проект искусственного спутника Земли и запуска человека в космос. А для пущей убедительности показывают край чертежа соответствующего проекта. Ну не ангел? Просто герой и душка. Только голос за кадром в другом сюжете вскольз упомянет, что фон Браун все же был лично причастен к гибели десятков тысяч заключенных, работавших на подземных заводах-концлагерях. Но в том сюжете это высказывание больше играло на имидж Вернера, создавая ему ореол мученника.

Многим известны документальные кадры кинохроники о пленении В. фон Брауна, выходящего из подвала дома со сломанной в гипсе рукой. Руку он сломал в автомобильной аварии, спасаясь от обстрела. Вот как писал в своих воспоминаниях бывший руководитель программы создания ракет дальнего действия, гитлеровский генерал В. Дорнбергер, о последних днях перед встречей с американцами: “Я и мои сотрудники находились в местечке Оберхое вблизи Хайделанда… Мы лежали на террасах домиков для туристов и грелись на солнышке. Впереди нас ждала неопределенность…”. Вот такими тепленькими, взяла их команда американского полковника Х. Тофтоя, одного из руководителей операции Пейперклип” по массовому переселению бывших гитлеровцев за океан. Так, например, позднее Тофтой заявил: “Да, мы знали, что среди интересующих нас людей немало нацистов. Но война близилась к концу, и для нас это уже не имело значения. Мы нуждались в специалистах, и нам было безразлично, откуда они. Так что политика двойных стандартов, о чем так много говорится в последнее время, родилась не вчера. За свое усердие полковнику Тофтою пожалован чин генерала, а в 1950 году он стал начальником арсенала Редстоун. Так что не было никаких скитаний по горам и бегства от фанатичных эсэсовцев, которым приказано якобы уничтожить В. фон Брауна и его команду. Это сказки для обывателей, дабы выдавить у них слезу и создать образ непонятого гения.

Коварные же русские напоили доверчивых немцев и просто вывезли их в Россию. Иностранный зритель будет уверен, что это Сибирь, так что об этом даже можно не говорить. Что же мы еще видим с противной стороны – образ гнусного генерала-НКВДэшника И.А. Серова и бывшего зэка С.П. Королева. И то, и другое хорошо ложится в сложившийся стереотип страны-концлагеря, ГУЛАГа.

Как в старые добрые времена мы видим наших вояк, одетых не так элегантно, как истинные арийцы или американцы, а как А. Шварценеггер и его русские коллеги в боевике «Красная жара», в форму, сшитую на одной фабрике, шьющей мешки для сахара. Интересно куда смотрела наш научный консультант. Ах она в этом ничего не понимает… Впрочем, как и в технике в том числе. Я сам историк, и редко встречал историков-женщин, пишущих на военно-техническую тему. Да простят меня женщины. Обычно в нашей среде этим занимаются кандидаты технических наук, а не исторических. Такова уж специфика нашего дела. Но поскольку, цели перед фильмом, по-видимому, стояли другие, то для соблюдения политкорректности фильм может консультировать и филолог решили там. А мы имеем то, что имеем.

Второй фильм сериала начинается со зловещих кадров ядерного взрыва 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне. По западным же источникам этот взрыв (Джо-4) первой советской термоядерной бомбы был произведен в Сибири. Тем не менее для пущей документальности происходящего в сюжете мелькают русские машины: грузовой КРАЗ-258 (1968 г. выпуска), легковая черная Волга” ГАЗ-21 (1956 г. выпуска) и всем знакомыйкозлик” ГАЗ-69 (1952 г.). Как видим и здесь создатели фильма прокололись на фактах. Но для них важен антураж, а не эти мелкие несоответсвия. У нас есть хорошая пословица “За деревьями леса не видно. И западные авторы хорошо используют этот прием, размывая истинную суть сюжета, запавшими в голову обывателя штампами, в данном случае отечественными автомобилями-легендами, с которыми хорошо ассоциируется слово – СССР. А все советское плохо, и машины покрашены  в цвета хаки и черный. У этих русских и мысли черные. Они и бомбу-то взорвали, чтобы угрожать Америке, которая мирно играет в бадминтон, ест гамбургеры и разъезжает на больших шикарных автомобилях, что мы видим в соседних сюжетах. Хотя тот же В. Дорнбергер, будучи уже в Америке, как-то сказал: “Мы приехали в Америку не для того, чтобы проигрывать третью мировую войну. А вы говорите – Космос.

И уж, что более невероятно, С.П. Королев прийдя домой открытым текстом сообщает жене все государственные тайны: маршал Неделин предложил ему создать ракету для боеголовки весом 5 т с дальностью полета 8000 км для бомбардировки США. Подобная глупость вообще немыслима и комментировать ее нет смысла. Просто здесь, как в хорошем печатном опусе, главное необходимо было подчеркнуть. Что и сделано ничтоже-сумняшеся. Враг определен, поехали дальше.

Фраза Н.С. Хрущева о том, что будем делать их (ракеты) как сосиски в реальности была произнесена не там и не тогда. Но она, по мнению авторов, так хороша ложится в контекст фильма. Да и красная звезда, намалеванная на стене бункера управления пусками является неотъемленным атрибутом создаваемого образа. Я еще удивляюсь, как в этом большом деле не была задействована матрешка для демонстрации многоступенчатости ракеты. Прощетик’c господа художники.

К сожалению, не смог пройти также мимо другого технического казуса. При снятии крышки корпуса первого нашего искусственного спутника Земли оголились печатные платы аппаратуры, чего в принципе тогда еще не было. Тогда вся аппаратура собиралась проводным монтажом с навесными деталями, электронными лампами. Печатные платы начали более-менее широко применяться лишь в начале 1960-х годов. Правда, откуда об этом знать кандидату исторических наук О. Чернышевой.

Запуском 1 февраля 1958 года ИСЗ “Эксплорер-1” американцы ответили на вызов Советского Союза. Но ничего не говорится в фильме, что американский апельсин” был весом всего 8,3 кг, а вместе с последней ступенью немного больше – 13,97 кг. Советский же первый ИСЗ весил в 6 раз больше – 83,6 кг. К моменту запуска “Эксплорер-1” в космосе уже летал второй советский спутник массой 508,3 кг, с собакой на борту. Тем не менее авторы вставляют в уста Вернера фон Брауна слова, что “…мы ответили на вызов Советов, и таким образом открыли ворота в космос”. Господа, зачем ломиться в открытую дверь. Будьте честны, вы вошли в ворота в космос, открытые нашей страной, поэтому не надо принижать наши достижения.

А такие нюансы человеческого поведения, как снятые Ю.А. Гагариным ботинки, перед тем как забраться в спускаемый аппарат космического корабля “Восток” для иностранного зрителя никчему. Более естественно для них показать первых наших космонавтов как несведующих бесшабашных молодых людей, не понимающих всю серьезность ситуации. Иначе, как объяснить вопрошающий возглас Гагарина: Та-а-к. А где пульт? Как ей управлять?”. Ответ Королева: “Восток” полностью автоматизирован, управляется с Земли. Чего стоит сюжет с А.М. Исаевым, конструктором тормозной двигательной установки, от работы которой зависит жизнь космонавта. По замыслу западных режиссеров, он как трусливый заяц трясущимся голосом доходчиво объяснил будущим космонавтам, что их шансы на выживание не велики. Вместо того, чтобы, казалось бы, вдохновить в них уверенность. И здесь, как всегда инициативу взял в свои руки Королев, четко сказав космонавтам, что: Вы вернетесь!”. Как приказал. Вообщем ни отечественная наука, техника и промышленность с их миллионами людей в наших достижениях ни причем. Во всем мы обязаны одному человеку. Одним словом бессердечные русские готовы пойти на все, даже погубить людей, лишь бы утереть нос Америки. Что же касается ботинок, то они заменены на лихое отбрасывание фуражки товарищам внизу. Сами понимаете, что американские парни и их семьи на все идут сознательно и осознанно, и подобная бесшабашность им чужда.

По фильму Королева окружали только соперники, пессимисты, курильщик и пьяница В.П. Мишин, камикадзе-космонавты. И просто удивительно как ему удалось, что-либо создать. Вот только В. фон Браун работал в окружении хороших американских парней и немцев-единомышленников. Королева постоянно понукают генералы-чинуши, а фон Брауна просто не понимают. Вот и все. А то, что его беднягу не сразу поняли, так это бюрократы. Их везде хватает.

Я уже не говорю о обычных режиссерских приемах: когда показывают заседание наших, то действие происходит в затемненных помещениях в темно-синих тонах, тут же показывают фон Брауна и Америку – все сюжеты в теплых солнечных тонах. Просто душа радуется за прекрасный американский климат.

Ну, а сериал закончился конечно хеппи-эндом: прогулкой американцев по Луне. Здесь вспоминается такая аналогия, что когда США в 70-х годах прошлого столетия вступили на Луну, то они, в качестве пропагандистской компании, организовали бесплатные показы этих кадров по всему миру, в отсталых и развивающихся странах, с намеком, что пока вы тут ходите с набедренной повязкой, мы ходим по другой планете. Видите, чьи ценности лучше…

Одним словом, сериал Битва за космос” закончился, а битва за умы продолжается.

Но это не конец. В заключении трудовой недели опять же на 1-м канале, и опять же для полуночников, был показан в качестве апофеоза этого космического цикла недели документально-художественный фильм «Первые на Луне». Фильм создан в новом для отечественного кинематографа жанре фантастики, но наоборот, т.н. киномистификации. Мой друг и коллега, писатель-фантаст, историк, автор книги Космонавты Сталина” А. Первушин называет этот период – палеокосмонавтикой. Если, как известно, “из песни слова не выкинешь”, а вылетит – не поймаешь”, то следовательно надо написать свою новую песню со своей трактовкой событий. И на хорошем художественно-техническом уровне, как это мы сегодня научились (спасибо Голивуду), преподнести обывателю. А если это кино сделать еще в стиле документалистики (в данном случае, создан с эффектом 1930-х годов)… Ведь не даром фильм получил приз Венецианского фестиваля, как документальный (!), а следовательно правдоподобный. Чего стоит только запуск в космос пьяного поросенка. Не узнаете муссируемый штамп Русского: алкоголь и свинство. Выступление на постпремьерном ток-шоу обсуждения этого фильма псевдоисторика, писателя Ю. Мухина, оспариваюшего факт полета американцев со своим “Аполлоном” на Луну, дает понять, что и многие наши успехи в освоении космоса могут быть сфальцифицированы. Видите мол, как все технически можно красиво снять: Может и не было ничего?

Вот с этими смутными мыслями (как в комедииИван Васильевич меняет профессию”: “…у Шпакамагнитофон, у посламедальон. Меня гложат смутные сомнения…”) ослабленный в конце трудовой недели, после полуночи пипл, “съест” это блюдо за милую душу. За ночь это все у него уляжется на подкорковом уровне и к утру новый человек с червячком сомнения готов. А если есть сомнения, то при необходимости, его всегда можно убедить в нужном направлении. Тем более пройдя через нашу новую систему образования с ее ЕГЭ, лишившего этого индивидуума самостоятельного мышления, то мы получим гигантскую печку по выпуску человеко-роботов.

За примерами далеко ходить не надо. Возьмите, к примеру Югославию или Ирак. Надо только приклеить ярлыки, поменять контексты повествования, добавить по Гебельсу лжи. Рецепт готов. И за вами потянутся...

А ведь было все так безобидно, все в рамках демократии.

Вы скажете, что действия одного телеканала не могут отражать всей неприглядности такого положения дел. Согласен, это лишь часть той мозаики, которую перед нами пытаются выстроить. Вот вам другой красноречивый пример: 9 апреля, Петропавловская крепость, пуски моделей ракет в честь Дня космонавтики. В музее космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, который с интересной стороны показан в сериалеБитва за космос”, бывшей Газодинамической лаборатории, соответственно день открытых дверей. И фоном для гуляющих посетителей звучит, показываемый на экране монитора западный документальный фильм по истории космонавтики, с соответствующими комментариями. Какой? Не лучше, описанного выше. У нас, что фильмов нет нормальных, или мы теперь все должны смотреть Западу в рот. И это люди культуры, музейные работники, которым по статусу положено рассказывать правду и воспитывать патриотизм. No comments

Если читатель подумает, что я против демократии вообще или против Первого канала ТВ в частности, то ошибается. Нет, нет и нет. Я против того, чтобы нас считали дураками.

 

Лебедев Виталий Владиславович

Председатель Секции истории авиации и космонавтики

Санкт-Петербургского отделения ИИЕТ РАН

Hosted by uCoz