«Арктур» показал космос в цвете
В.Куприянов.
В
этом году исполняется тридцать лет со дня ввода в эксплуатацию первой
отечественной космической системы цветного телевидения, обеспечившей репортажи
с бортов советского и американского космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон»
во время их совместного полета в июле 1975 года. Эта система создана в
нашем городе специалистами ВНИИ телевидения в рекордно короткие сроки.
В феврале 1973 года вышло постановление ЦК КПСС и
Совмина СССР. В Министерство Радиопромышленности был вызван директор ВНИИ
телевидения Игорь Александрович Росселевич. Вместе с ним присутствовал и
Владимир Борисович Иванов, в то время начальник научного отдела.
Приглашенным была поставлена задача - создать репортажную космическую
систему цветного телевидения и средства доведения цветного изображения до
потребителей. Дата полета к этому моменту уже была определена - 15 июля
1975 года. Приказом Минрадиопрома главным конструктором системы,
получившей наименование «Арктур», назначили В.Б.Иванова.
Уже в
марте-апреле 1973 года появилось ТЗ на разработку, к июню 1973
года были разработаны технические предложения построения ТВ-камеры.
В первой
половине 1974 года были разработаны, сконструированы и изготовлены опытным
производством ВНИИТ образцы цветных репортажных камер АР-71ЦТ (М.Н.Цаплин,
В.П.Ерохин, Б.П.Щеголев, Ю.Н.Груздев, М.И.Мамырина, В.А.Соколов, Г.И.Власов,
конструктор А.И.Некрасов, технолог П.П.Янюшкин, механики С.П.Лаврентьев,
Ю.Н.Чеботарев). К работе привлекли и смежников: ГОИ - разработка светофильтров,
ВНИИЭМ - разработка микроэлектродвигателя с блоком управления.
Было решено – передачу цветных изображений вести по
существующим каналам связи, что потребовало осуществлять последовательную
передачу сигналов цветоделенных изображений - синих, красных, зеленых. При этом
передается сигнал «как бы» черно-белого изображения, и заметных искажений цвета
полноцветных изображений нет. Но появилась другая проблема – мелькание. Его
устранили с помощью преобразователя последовательных сигналов в одновременные,
который путем технических ухищрений формировал цветное изображение без
мельканий. Это был механический дисковый трехканальный магнитофон с плавающими
магнитными головками, который записывал, воспроизводил и стирал сигналы полей
по определенной программе, в темпе приема. Он был создан В.И.Петровым -
внесшим наибольший вклад, В.Л.Хавкиным, А.В.Нуждиной, конструктором В.Б.Фолькманом,
в его состав входила аппаратура
компенсации временных искажений, разработанная А.И.Кулагиным.
В июне 1974 года большинство оборудования Центральной технической аппаратной (ЦТА)
– из нее должно было вестись вещание в систему Центрального телевидения - было
уже изготовлено, но не было готово само помещение будущей аппаратной на
Шаболовке. Установка многочисленного оборудования, средств управления и
контроля, реконструкция помещения общей площадью около 200 м3 были
выполнены быстро - за 1,5 – 2 месяца, начиная с проекта реконструкции и кончая
установкой оборудования.
Одновременно с этим было проведено оснащение 8
НИПов аппаратурой обработки и контроля сигналов цветного ТВ, выполнена
допоставка, настройка и подготовка к работе антенно-приемных комплексов.
К ноябрю 1974 года все технические средства были установлены и настроены, проведены
тренировки персонала.
В декабре 1974 года во время полета КК «Союз-16» с космонавтами А.В.Филипченко
и Н.Н.Рукавишниковым проверили работу всей системы, передав цветные
ТВ-репортажи с борта КК на Землю с хорошим качеством.
В это же время совместно с американскими
специалистами велась разработка программ проверки и испытаний ТВ и звукового
оборудования, находящегося в космических кораблях «Союз» и «Аполлон».
Программы составлялись с большой тщательностью, с указанием допустимых
отклонений каждого из проверяемых параметров, а также методов и средств измерений.
Испытания на макетах и летных образцах КК «Союз»
и «Аполлон» проводились в июне 1974 года и в феврале-мае 1975
года (В.Б.Иванов, Г.А.Сущев, Г.И.Власов), светотехнические испытания
проводились на макете КК «Аполлон» в Космическом центре им. Джонсона в
Хьюстоне, а испытания на электромагнитную совместимость на летном образце
корабля в космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал. Аналогичные
испытания проводились на макете КК «Союз» в Звездном и на летном образце
на Байконуре.
Учитывая
чисто кислородную атмосферу КК «Аполлон» американцы потребовали полную
пожарную безопасность ТВ камеры. Для этого в одной из камер сделали специальное
устройство для поджигания. И пламя из нее при испытании не выходило. Вместо
окраски камеры применили металлизацию. Кожух камеры изготовили из алюминиевого
сплава, что «утяжелило» камеру примерно на килограмм, но сделало её в
невесомости более «устойчивой» при ведении репортажной съемки.
В период с 15 по 21 июля 1975 года осуществился
совместный полет советского и американского КК «Союз-19» и «Аполлон»,
во время которого успешно прошли все запланированные работы и эксперименты, их
выполняли советские космонавты А.А.Леонов и В.Н.Кубасов и
американские астронавты Т.Стаффорд, Д.Слейтон, В.Бранд. С
орбиты велись регулярные телевизионные репортажи в цвете советскими
техническими средствами на СССР и американскими на США с передачей в
вещательных ТВ сетях в национальных стандартах.
В начале
полета на «Союзе-19» имела место нештатная ситуация: в ходе проверки
перед пуском, примерно за три часа до старта, обнаружилось: нет сигнала, идут
только одни синхроимпульсы. По-видимому, произошло нарушение связи между
камерами и передатчиком. Хотя при проверке за пару дней до пуска все было в норме.
Имелся резервный вариант, пуска на другой день. Но
было принято решение: пускать в намеченный срок, а в полете попытаться все поправить. Окончательное решение о
пуске совместно с техническим руководством принимал Министр общего
машиностроения С.А.Афанасьев.
В условиях острого дефицита времени специалисты
ВНИИТа и военные написали специальную программу действий и передали ее в
Москву. Сам В.Б.Иванов срочно вылетел в Подлипки, где был такой же
комплект аппаратуры, и самое главное, точно такой же космический корабль,
начиненный тем же, что и полетный космический корабль. В ту же ночь в Москве
космонавт Владимир Александрович Джанибеков по разработанным
рекомендациям проделал все необходимые операции в макете корабля. Оказалось,
что произошло нарушение в блоке коммутации. Он находился под обшивкой корабля,
и пришлось ее вскрывать. Трудность состояла еще в том, что все разъемы были
«законтрены» эпоксидной смолой, но, тем не менее, их смогли развинтить.
Отвернули, а там две «мамы», что делать? Тут подсказал механик из Подлипок,
который монтировал внутреннее оборудование: «Я там контрил все гайки проволокой
подходящего диаметра, и именно ее можно использовать для соединения
разъемов-«мам» между собой». Операции по устранению неисправности космонавт В.А.Джанибеков
провел за 40 минут. На экстренном совещании специалистов ночью окончательное
решение о передаче рекомендаций на борт принимал Д.Ф. Устинов. В.Б.Иванов
вместе с директором ВНИИТа направились в ЦУП. Там космонавт Георгий
Степанович Шонин передал все указания Алексею Архиповичу Леонову. А.А.Леонов
решительно вскрыл обшивку, и все сделал до начала первой передачи по программе
полета. План репортажей в цветном варианте, начиная с 19 часов 35 минут 16 июля
полностью выполнялся.
В день пуска и у американцев тоже была неприятность.
У них отказал переходный узел из «Аполлона» в «Союз-19», но они
тоже к моменту выполнения перехода все устранили. В целом полет проходил
нормально. Старт, точно в расчетное время, все эксперименты, взаимные переходы
из корабля в корабль. И, наконец, мягкая посадка «Союза-19».
Интересно, что в этом полете посадка впервые и в
«цвете» передавалась с вертолетов поисковой службы. Там было две камеры АР-71ЦТ,
такие же, как на борту «Союза-19». И они передавали всю картину посадки
от момента обнаружения парашюта в воздухе до приземления спускаемого аппарата в
степи. Подготовка и осуществление показа посадки выполнялась под руководством В.Г.Чикрызова.
И это было довольно эффектно. У американцев при приводнении возникли проблемы,
вызвавшие отравление экипажа продуктами работы двигателей ориентации командного
модуля. Но все обошлось благодаря мужеству и находчивости командира экипажа КК «Аполлон»
Т.Стаффорда.
После июля 1975 года система «Арктур» продолжала работать на
протяжении более 15 лет, и все эти годы эксплуатацию ЦТА вел
филиал лаборатории ВНИИТа.
Литература.
4.РКК «Энергия» им. С.П. Королева, М., 1996, стр.195 - 207