Логотип секции
Секция истории космонавтики
и ракетной техники

Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости
Каталоги публикаций
авторский А-К
авторский Л-Я
тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки

Основоположник практической космонавтики.
П.В.Иванов.

В 2001 году исполняется сорок лет со дня запуска первых космонавтов-первопроходцев Вселенной Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова. Этому событию посвятил основную часть своей жизни Главный конструктор космических кораблей С.П.Королев (1907-1966) - советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, академик АН СССР (1958г.), член Президиума АН СССР (1960-1966г.г.), дважды Герой Социалистического труда (1956, 1961 г.г.), основоположник практической космонавтики, выдающийся ученый, талантливый организатор. Целеустремленность была наиболее яркой чертой его характера. Как известно космодром Байконур создавался с целью отработки новой ракетно-космической техники. Точнее, летных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) - Р-7 (в обиходе "семерки") и запуска космических аппаратов (КА), необходимых для обороны страны и освоения космоса. Соответственно, для этой цели определялись структура и основные функции космодрома: - совместные летно-конструкторские испытания ракет-носителей (РН) и запуска космических аппаратов; - измерение параметров РН и КА при запуске и полете, обработка информации; - анализ и оценка эксплуатационных летно-технических характеристик РН и КА. В числе большой группы выпускников 1960 года ЛКВВИА им. Ф.А.Можайского я прибыл для прохождения дальнейшей службы на космодром Байконур. Назначение получил на должность инженера-испытателя в 16 отдел обработки телеметрической (ТМ) информации службы НИР (научно-исследовательских работ). Начальник 16 отдела - подполковник А.Г. Рызлейцев, начальник службы НИР - полковник Ф.А.Горин. Служба НИР находилась на десятой жилой площадке, где располагались: штаб, административные здания. Она росла и благоустраивалась. В дальнейшем превратилась в город Звездоград. Он достиг статуса областного значения. Из всего офицерского "корпуса" инженер-испытатель является центральной фигурой на космодроме. От него требуются глубокие знания во многих областях фундаментальных и прикладных наук. Для проведения испытаний он должен в совершенстве знать материальную часть ракетного комплекса и технологию его испытаний. Не случайно С.П.Королев знал лично многих испытателей, каждому был готов помочь и не стеснялся с ними советоваться. Основной принцип испытаний состоял в том, что проводились они совместно специалистами промышленности и Министерства обороны. Техническое руководство возлагали на ОКБ-1 С.П.Королева и другие организации промышленности. Совместные испытания ракеты и систем взаимно обогащали разработчика ракеты и испытателей космодрома. В результате достигалось главное: повышалось качество испытаний. Видные ученые, в том числе и ближайшие сотрудники С.П.Королева, советовали в начале осуществить баллистический полет на 15-20 минут. По такому пути пошли США и потеряли много лишнего времени. В итоге мы обогнали американцев на десять месяцев. Отработку кораблей-спутников перед полетом человека планировалось осуществить путем запуска с животными и манекенами. 15 мая 1960 года стартовал первый экспериментальный корабль-спутник, пока еще лишенный теплозащитного покрытия и ряда других систем, уже на четвертом корабле-спутнике - был помещен манекен человека. Беспилотные пуски "Востоков" по полной одновитковой программе состоялись 09 марта и 25 марта 1961 года. На пуске 25 марта присутствовала первая шестерка космонавтов: Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, Г.Г.Нелюбов. А.Г.Николаев, П.Р.Попович, В.Ф.Быковский. С.П.Королев специально пригласил их в середине марта 1961 года на космодром для ознакомления с подготовкой запуска корабля "Восток" 25 марта 1961 года. Пятый корабль-спутник взлетел и сел благополучно. Генеральная репетиция прошла успешно .

Hosted by uCoz