Логотип секции
Секция истории космонавтики
и ракетной техники

Главная страница
О федерации
Состав секции
Новости
Каталоги публикаций
авторский А-Ж
авторский И-К авторский Л-Я тематический
Хроника
Наш календарь
Фототека
Ссылки
Rambler's Top100 Rambler's Top100
В.С. Сыромятников. 100 рассказов о стыковке и других приключениях в космосе и на Земле, часть I, 20 лет назад.


М., Логос, авторские права: В.С. Сыромятников, "Университетская книга", 2003, стр. 566, рис. 300, тираж 5000 экз.

Эта книга написана инженером Владимиром Сергеевичем Сыромятниковым, который начал свой творческий путь в ОКБ-1 еще в "докосмический" период его деятельности, вернее, еще тогда, когда ОКБ-1 входило в состав НИИ-88.

Почти ровесник Ю.А. Гагарина, он прошел огромный путь в ракетной технике, как он сам пишет, в звене "ротных и комбатов" ракетной техники. То есть, тех, кто реально занимался конструированием и разработкой той техники, решение о создании которой принимали высокие руководители.

Автор честно описывает свой непростой путь к тому, что стало главным делом его жизни - созданию стыковочных агрегатов, которые позволили осуществить многое в отечественной космонавтике, вписанное золотом в историю мировой космонавтики.

Причем его работа буквально находилась "на стыке" крупнейших достижений отечественной космонавтики. Первая в мире автоматическая стыковка аппаратов в космосе на орбите искусственного спутника Земли. Первая стыковка пилотируемых кораблей "Союз", многочисленные стыковки с орбитальными станциями. Первый серьезный международный проект "Союз - Аполлон", когда инженеры двух стран преодолевая наслоения, вызванные "холодной" войной, ломали лед недоверия друг к другу, создавали мосты сотрудничества между специалистами, соединившие в космосе космические корабли, при создании не предназначавшиеся для стыковки друг с другом. И, наконец, создание агрегатов стыковки, которые устанавливаются на американские корабли "Спейс шаттл" для обеспечения стыковки сначала с нашим "Миром", а потом и с международной станцией - МКС.

Огромный жизненный и инженерный опыт осмыслены и донесены до читателя в свободной и легко усвояемой форме. Мемуары, написанные интересно и понятно, способны вызвать настоящий интерес всех, кто вообще интересуется историей техники и науки, а особенно для тех, кому не безразлична история отечественной космической техники. Масса подробностей о перипетиях этой работы, в общем-то, скрытая от глаз далекого от этой техники человека. При этом открываются многие подробности, казалось бы, известных событий, вскрывается подоплека многих свершений, весьма трудный, а порой и драматический ход истории космонавтики. Все это, расцвеченное несомненным литературным талантом автора, делает чтение не только полезным, но и очень увлекательным занятием. Честно признаюсь - давно не приходилось читать так интересно написанную книгу о работе инженера.

Особенно много найдут в книге любители и знатоки истории отечественной и мировой космонавтики. Личное многолетнее общение автора со многими из инженеров, создателей американской космической техники, приоткрывают завесу неизвестности над многими страницами и американской космической программы, не только в силу известной недоступности этой информации для "обычного" читателя. Но, главное, по уникальности жизненного опыта автора, который смог "как бы изнутри" узнать многое, что невозможно почерпнуть из книг или научных статей, поскольку только непосредственная ткань человеческого общения: переживания, наблюдения, эмоции, вызванные совместной работой, позволяют реконструировать многие события, определившие облик нынешней космической техники у нас и в США.

Огромное уважение и искренняя любовь к творческому гению С.П. Королева, показаны автором без ненужного сюсюканья и обожествления этой легендарной личности, талант которого не только инженерный, но и человеческий позволил отыскать в море людей тех, кто составил "костяк" ракетно-космической элиты нашей страны.

В книге много интересных подробностей из истории космических программ СССР и США, особенно тех, участником и творческим исполнителем довелось быть автору. Все это можно найти в этой интересной книге.

Не обошлось и без небольших неточностей, связанных с аберрацией памяти, например, говоря о биографии Ю.А. Гагарина, автор полагает, что Юрию Гагарину зачли полет в космос за кандидатский стаж при приеме в партию. Это не соответствует действительности, поскольку такой факт имел место, но связан с биографией другого космонавта - Германа Степановича Титова. Но свойства памяти таковы, что порой трудно отделаться от некоторых наваждений. Хотя и они придают свою прелесть воспоминаниям.

Хочется верить, что автор продолжит свой труд. И мы вскоре увидим вторую часть его книги, которая, конечно, станет еще одним замечательным литературным памятником тем, кто штурмовал и продолжает штурмовать Космос. Дело по-настоящему достойное человека, пример по-настоящему созидательного труда на благо всего человечества, труда, который расширил границы познанного мира и даст еще бездну знаний на этом трудном, но очень привлекательном пути.



В. Куприянов

©,V.Kouprianov, 2002
Hosted by uCoz